"Читанка" как отражение ментальности

(текст взят с http://www.niurr.gov.ua/ukr/dialog_1999/sizova.html)

Сизова Ксения Леонидовна, к.ф.н.,
Институт экономики и новых технологий,
кафедра украинской истории, культуры и права,
Кременчуг

УЧЕБНИК КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ

Причиной написания данной работы послужило случайное событие: автор заглянул в учебник племянницы, заглянул и не смог оторваться, пока не изучил книгу от начала до конца. Учебник ('Читанка (підручник для 4 класу чотирирічної і 3 класу трирічної початкової школи)'), составленный Н.Ф.Скрипченко, О.Я.Савченко и Н.И.Волошиной и выпущенный в 1995 году Киевским издательством 'Освіта', является занимательным чтением не только для учеников вышеназванных классов. Изучение 'Читанки' позволило сделать некоторые, как нам представляется, интересные наблюдения.

Всякий учебник, а особенно учебник родной словесности, который является ежедневным чтением ученика, не только содержит определенное количество специальной информации, но и формирует в сознании читателя картину мира, способствует процессу идентификации ребенка в мире взрослых, дает представление об обществе, в котором он живет, о групповых нормах и ценностях этого общества. Учебник родной литературы, как никакой другой, призван не столько обучать, сколько воспитывать. С одной стороны, он является диагнозом общества, с другой - по нему мы можем судить, какими вырастут его сегодняшние читатели.

Данное исследование выполнено в русле психосемантики и психопоэтики, дисциплин, находящихся на стыке филологии и психологии и использующих методы и термино-понятийные аппараты обеих наук.

В своей работе мы постараемся показать, что данный учебник является порождением мазохистской культуры. Хотя 'Читанка' включает в себя произведения разных авторов и разных временных периодов, однако подбор текстов и комментарии к ним являются продуктом мазохистского психотипа. Попытаемся доказать это на конкретных примерах.

Основной особенностью мазохизма является альголагния (наслаждение болью). Страдание в любых своих проявлениях представляет собой 'единственную форму мазохистского бытия' (Смирнов, с.242). В 'Читанке' страдают все.

Страдает Украина в целом. Постоянные эпитеты, относящиеся к Украине, “нещасна”, “безталанна”.

Приведем подборку цитат:

Леся Українка 'Сім струн'

До тебе, Україно, наша бездольная мати,
струна моя перша озветься...
до тебе, моя ти Україно мила, кохана
моя безталанная мати.(с.24)

Т.Шевченко. 'Тарасова ніч'

...зажурилась Україна-
така її доля.
Зажурилась, заплакала,
як мала дитина.(с.248)

Несчастны не только Украина и ее история, но и язык, музыка, песни.В воспоминаниях сына М.Лысенко об отце крестьяне говорят композитору: 'Дякуємо від щирого серця... за те, що мови нашої рідної, безталанної не забуваєте, що нашу пісню-тугу про наши кривди та недолі на папері списали.' (с.123).

В мазохистском мире печальны даже картины природы. Например, в стихотворении В.Глебова 'Стоїть гора високая'

...Три верби схилилися,
мов журяться вони,
що пройде любе літечко,
повіють холода,
осиплеться їх листечко-
і понесе вода...

(с.94) Для мазохистского мира актуальна мифема кенозиса (потери), в нем все является временным, теряющимся; вечно, неизменно лишь страдание (см., например, такие произведения, как народная песня 'Нема в світі правди' (с.239), сказка 'Безрідний дятел' (с.110), рассказ В. Сухомлинского 'Кінь утік' (с.73) или сочинение О.Иваненко о юности Т.Г.Шевченко 'Невільник' (с.198) ). Следует отметить,что жизнь и творчество Шевченко в современной украинской культуре канонизированы в мазохистическом ключе, пишется только о несчастьях и злоключениях поэта.

Мазохист наслаждается , только когда теряет. В легенде про матерей (с.286) женщины отдают свою силу и красоту детям добровольно, без малейшего сожаления ( кстати, мать в большинстве произведений старая, усталая, страдающая).

Страдание бесконечно. В рассказе В.Сухомлинского 'Образливе слово' сын, ссорясь с матерью, 'згарячу сказав...образливе,грубе слово'(с.306). Потом он (многие годы!) пытается добиться прощения. Но мать никак не может лишить себя источника мазохистических удовольствий: 'Хочу забути, Сину, а не можу. Рана від колючки загоїться й сліду не залишиться. А рана від слова заживає, проте слід глибокий зостається.' (с.306).

Рассмотрим три формы кенозиса - семейную, социальную и физическую.

Семейный кенозис чаще всего проявляется в мотиве сиротства. В 'Читанке' мотив отсутствия родителей педалируется, возводится в образец. Во вступлении к разделу учебника, озаглавленному 'Святе слово - рідна мати' неизвестные авторы ( видимо, составители) среди разнообразных проявлений любви к матери упоминают следующее:' На могилу матінки кладе сирота в цей день букет квітів і поминає молитвою' (с.281).

Затем встречаем стих И.Трешневской 'Немає в мене мами':

Я сирітонька маленька
Бо померла моя ненька.
(с.290)

Особого внимания заслуживают примечания к тексту .Составители интересуются : 'Чому тяжко маленькій сирітці? Знайдіть у вірші висловлювання, які це підтверджують.'

О сиротстве повествуют и стихи Т.Шевченко

Там матір добрую мою
ще молодую - у могилу
нужда та праця положила.(с.201)

В стихотворении Л.Полтавы 'Три матусі'

Є у кожної дитини,
навіть сиротини,
наша мати солов'їна -
рідна Україна.
(с.303)

Слова 'Україна' и ' дитина' рифмуются с 'сиротиной', закрепляя в сознании ребенка мысль о всеукраинском сиротстве.

Страх потери родителей внушается произведением с добрым и ласковым названием 'Колискова' .

Спи, дитино, бо покину,
Сама піду по калину. (с.158)

Полными или наполовину сиротами является большинство героев произведений, входящих в 'Читанку': Олеся из одноименного рассказа Б.Гринченко, Харитя ('Харитя ' М. Коцюбинского),Чипка ('Хіба ревуть воли, як яслі повні' Панаса Мирного), который '...ріс, виростав у голоді та в холоді, у злиднях та недостачах.' (с.192).Кстати, данные строки в учебнике выделены курсивом. По принципу наличия темы сиротства отобраны произведения зарубежной литературы. В раздел ' Твори зарубіжних письменників' входят (перечисляем в полном составе и в том порядке, в котором тексты даны в учебнике):

1) 'Козета' ( Уривок з роману 'Знедолені' В.Гюго)

2) 'Чудовий маляр' (Уривок з роману 'Пригоди Тома Сойєра' М.Твена).
Том Сойер, как все мы помним, был сиротой и воспитывался у тетки.

3) 'Мауглі йде до людей' (Уривок). Р.Киплинг.
Семья Маугли- волчья стая, он с младенчества лишен родителей.

Только одно из произведений прямо не касается темы сиротства:

    1. 'Шоста пригода Вінні-Пуха'. А.Милн.

Но и здесь из оптимистической и жизнерадостной книги Алана Милна выбран отрывок об ослике-страдальце, потерявшем хвост ( мотив потери, лишения). Начинается отрывок следующими строками:
'Іа-Іа - підстаркуватий сірий ослик стояв одного разу на березі струмка і понуро дивився у воду на своє віддзеркалення'. (с.331).

К физическому кенозису относятся мотивы:

  1. голода.

Наиболее ярко и полно тема голода раскрывается в анонимной истории (в скобках дано примечание 'бабусіна розповідь') с красноречивым названием 'Хліба' , которая повествует о голодных 30-х годах. Приводим то, что выделено курсивом: ' Тітонько Марфо, дайте молочка крапельку, Володя просить. Дуже йому погано...' (с.29) ; 'Знесилена повертається додому. А назустріч сусіди. Везуть на візочку свого померлого батька.' (с.29); ' А вдома згасає наша свічечка - наш Володечка. Тихо-тихо постогнує. І змовкає. І ніякого плачу навколо. Сил немає ні плакати, ні тужити. Кладемо братика на рядно, на візочок- та й на кладовище.' (с.29)

С наслаждением, с подробностями живописуются голод и смерть ребенка.

  1. болезни.

В 'Читанке' мотив болезни является одним из самых распространенных, при этом часто болезнь заканчивается смертью героя. Легенда 'Кам'яний горішок'(с.350) начинается с того, что 'занедужав цар', рассказ Сухомлинского 'Бабусіни руки' (с.65) повествует о том, как 'бабуся захворіла', его же рассказ 'А серце тобі нічого не наказало?' начинается так: 'Андрійко прийшов зі школи й побачив заплакану матусю...

- А тата відвезли в лікарню - каже мати. - Занедужав батько.' (с.307)

Первые строки 'Харити' М.Коцюбинского: 'На постелі лежала слаба жінка й стогнала. Шість тижнів минуло. Як помер її чоловік, батько Харитин, і відтоді бідна удова тужить та слабує, а оце другий день, як зовсім злегла.' (с.186)

Показательны слова, обращенные матерью к восьмилетней дочке: 'Ох, дитино моя люба! Все в мене болить: руки болять, ноги болять. Голови не зведу. От, може, вмру. На кого ж я тебе лишу, сиротину нещасну?' (с.186). Детали смакуются, вдова (кстати, само употребление слова 'вдова' вместо 'мать' показательно - оно содержит сему 'отсутствие') получает удовольствие от рассказа о своих физических ощущениях. Восьмилетняя дочь идет жать хлеб вместо матери (работа явно невыполнимая для ребенка, однако в мазохистском мире все берутся за непосильные задания, вспомним Павла Корчагина и т.д.), при этом 'стерня коле босі ноги', девочка режет палец о серп (описание работы строится на описании физических повреждений).

В рассказе М.Коцюбинского 'Маленький грешник' болеют по очереди мать ( она впоследствии умирает) и сын, который ломает ногу, попав под лошадь. Интересен глубиной самоуничижения внутренний монолог ребенка в больнице: 'Що зі мною буде? Де я подінусь? Хто мене нагодує, хто зодягне мене, каліку непотрібного?' (с.261). Показателен характер травмы (сломанная нога). 'Когда мазохисту нужно описать страдание в его наиболее чистой форме, он указывает на то, чего более всего боится - на телесную неподвижность или ... на трудности при передвижении.' (Смирнов, с. 255).(Ср. пародирование данного мотива современной украинской эстрадой: 'Купила мама коника, а коник без ноги.').

В разделе учебника, повествующем о великих деятелях искусства, тема болезни занимает огромное место. 'Хвора, жила у напіврозваленій хаті' художница Катерина Билокур (М.Кагарлицкий .'Катерина Білокур'). Рассказ о ней заканчивается следующим философским рассуждением: ' І яке ото воно життя! Як не буйний вітер з ніг збива, так дощем поливає, то снігом очі засипає, то ожеледдю життєву путь-доріженьку заливає.' (с.263). В рассказе М.Олейника о Лесе Украинке акцент делается на том, что 'поетеса зазнала... великого горя. Протягом усього життя її переслідувала хронічна невигойна тоді хвороба' (с.268).

Даже если речь идет о современности, тема болезни неизбежна. Вот стихотворение Л. Компанийца 'Татова порада' .

Прибіг щодуху син додому,
до тата голосно гука:
- А я провідав у лікарні
свого товарища-дружка!'(с.79)

Или рассказ Я.Стельмаха 'Нахаба', в катором говорится о том, как соученики проведывают заболевшего товарища: они с истинным садизмом громко поют, танцуют, всячески ему мешают.

Рассказ И. Сичовик , предшествующий 'Нахабе', называется 'Таємнича хвороба' (с.72), в разделе 'Веселинки' приводится такой 'веселый' диалог:

- Славко, у вашому класі виходить санітарна газета?
- Виходить.Завдяки мені.
- Ти редактор?
- Ні, постійний герой.
(с.73)

3) ранения, повреждения.

Характерными для 'Читанки' являются произведения с названиями 'Перебите крило' (автор Е.Гуцало), 'Кривенька качечка'(народная сказка), 'Зламана гілка' (автор А. Бортняк). Кстати, первое и второе снова возвращают нас к теме невозможности передвижения. Читанка изобилует описаниями ранений, пыток, побоев. Например, в рассказе Б.Гринченко 'Олеся' (девочка жертвует собой, заведя врагов в болото, ради спасения односельчан) так описывается смерть ребенка: ' Ніж блиснув у татарській руці і вдарив дівчинку в груди... Її голівонька схилилася і чиста душа покинула тіло. Татарин плюнув на неї.' (с.170). Аналогичный мотив самопожертвования девушки и подробное описание мучений встречаем в легенде 'Погоня': 'Гострі стріли вп'ялися в молоде тіло, і дівчина впала.' (с.174).

Страшная картина резни дается в отрывке из повести Ю. Колесниченко и С.Плачинды 'Роксолана': 'Лежить мати, підпливає кров'ю...Мовчить отець Іван. Лежить порубаний і посічений. А Настю несуть. Через кров по дитячих тільцях.' (с.294). Мотив разрезания встречаем в рассказе А. Хорунжего 'Плакучий бук': 'Одного ранку до мене прийшли надто рано. Довго про щось гомоніли...і раптом розтяли гострим ножем кору. Світ мені потьмарився, боліло так, що не міг і поворухнутися.' (с.32). В рубрике 'Прислів'я' читаем:

Шабля ранить голову, а слово - душу. (с.13)
Рана загоїться, зле слово ніколи. (с.13)
Життя як стерня - не пройдеш,  ноги не вколеш . (с.38).

Единственная занимательная история в учебнике рассказывает о том, что обычай класть вилку острыми кончиками вниз возник после того, как английский король Георг 1 'наштрикнувся на виделку. Йому було так боляче...' (с.210).

.Примечательны в этом отношении сказки И.Франко, их в 'Читанке' три, и все они заканчиваются уничтожением одного из персонажей. Любопытна фраза А.Крымского об И.Франко во вступлении к сказкам: 'Свої твори він писав кров'ю серця.' (с.251).

  1. смерть.

Смертью начинаются и заканчиваются практически все произведения, входящие в состав учебника ( выше уже рассматривались многочисленные примеры).

Умершие очень важны для мазохистского сознания, в нем 'те, кого нет здесь и сейчас, тем не менее включены в актуальную для восприятия среду.' (Смирнов,с.242). Но включены они не как жившие когда-то, включена их смерть. Образ могилы является чрезвычайно значимым. Например, следует отметить, что в культе Шевченко главным местом паломничества является не дом поэта, а его могила в Каневе. Вообще, когда идет речь о Т.Г.Шевченко, актуализируются два момента: страдания поэта и его захоронение. Например, в стихотворении М. Парфенова 'Уклін кобзарю':

Два місяці далеко від Вкраїни
в землі лежав похований Тарас. (с.249)

У Я.Купалы в уже упоминавшейся 'Тарасовой доле' говорится о том, что

Спить Тарас, одпочиває
в темній домовині. (с.201)

Воспоминания О.Лысенко об отце начинаются описанием того, как будущий композитор ' у 1861 році ...зустрічав труну з тілом поета, яка довго мандрувала з далекого Петербургу на 'Вкраїну милу' (с.122).

Социальный кенозис проявляется чаще всего в том, что герой оказывается под властью противника. Главным противником мазохиста , как известно, является садист. ' Фигура противника сосредотачивает в себе черты, антитетичные тем, которыми владеет данный психотип.' (Смирнов. С.257). Если мазохист наслаждается страданием, то его противник, садист, наслаждается, причиняя страдание кому-либо.

Противники в 'Читанке' часто имеют конкретную этническую принадлежность. Это могут быть татары; например, во всех имеющихся в учебнике легендах о названиях городов и сел топонимы связаны с нападением кочевников. Тернополь называется так потому, что после того, как татары ' шаблею і вогнем знищили' его, все заросло терном. (с.158) . В легенде о Дрогобыче 'нагло із-за гір вдерлись люті татари' (с.159).

Врагами могут быть 'москалі'. В произведении И.Борщака и Р.Мартеля 'Іван Мазепа' курсивом выделено следующее: 'Ми, запорожці, дякуємо тобі..., що ти взяв собі до серця долю нашої України і рішив визволити її та скинути московське ярмо.' (с.231).

В рассказе Л.Храпливой 'Дивна дівчинка' маленькая Леся Украинка рассказывает о том, что 'тіточку москалі на Сибір вивезли за те, що по-нашому говорила, що була українкою.' (с.23) .В конце рассказа девочка клянется: 'Нізащо в світі своєї мови не покину. Я читала книжечку про відважного лицаря, що його вже з коня скинули, до землі списом прибили, а він ще кликав: 'Убий - не здамся.'( просьба о причинении боли - К.С.) і писали, як то перших християн на муку посилали, вогнем палили, диким звірам на поталу кидали, а вони таки своєї віри не зрадили. Так і ми ніколи свого не покинемо.' (с.23). В данном примере показательны сладострастное перечисление разнообразных видов пыток и ярко выраженная потребность пострадать.

Подобная тематика и у рассказа О.Вишни 'Перший диктант'. (с.207).

Противник может быть отличен не по этническому, а по социальному признаку. Так, в рассказе М.Вовчок 'У панському саду' (с.196) пани за яблоки, отданные старой крепостной бедным детям, избивает ее и отправляет в 'москалі' мужа ее дочки , который вступился за старушку. Интересно, что крепостная сознательно идет на нарушение порядка (ей, вероятно, хочется подвергнуться наказанию).

В стихотворении И.Малкович 'Наша мова солов'їна' образ врага присутствует имплицитно.Поэт призывает детей (sic!) защищать родной язык (не любить, не учить , а защищать), что подразумевает наличие тех, от кого надо защищать.

Ти, дитино, покликана захищати своїми долоньками
крихітну свічечку букви 'ї', а також,
витягнувшись на пальчиках,
оберігати місячний серпик букви 'є'. (с.6)

Семантический компонент 'беззащитность' воплощается благодаря многократному использованию слов с уменьшительными суффиксами ('долоньки', 'пальчики', 'свічечка', 'серпик'), а также прямой номинацией 'крихітна'.

Требование от детей защиты (в принципе, это абсурд, дети сами являются объектом, нуждающимся в защите) не является удивительным в мазохистском мире, где взрослый инфантилен, а ребенок ничем не отличается от взрослого (вспомним Харитю Коцюбинского, которая жнет, Олесю, заводящую врагов в трясину; неслучаен выбор эпизода из 'Тома Сойера', где мальчик красит забор).

Учебник есть срез культуры, он дает возможность поставить диагноз культуре, проследить генезис ее мазохистичности.

Становление мазохистского характера происходит тогда, когда субъект (ребенок) не может идентифицировать себя относительно Другого (взрослого).Отсутствие(невозможность) позитивного самоопределения заставляет 'добывать свою идентичность путем отрицания своей идентичности'(Смирнов, с. 238).

Украина во все периоды своего становления ощущала трудности с позитивным самоопределением. История самостоятельной государственности не велика, Украина постоянно была поделена между соседними державами и обречена на негативное самоопределение (мы - не поляки, мы - не венгры, мы - не русские и т.д.). Под воздействием этой травмы и формировался этнопсихотип народа.

Проблема конструирования я - образа связана, не в последнюю очередь, с трудностями самоназывания. Первое украинское государство называлось Киевская Русь. Но этноним ' русский' ( то есть житель Руси) табуизирован на Украине, т. к. он был присвоен другим этносом ( кстати, русские на Украине не называются русскими, они 'росіяни ' или 'москалі' ). Как бы то ни было, мы тоже не можем быть 'русскими'. Этноним 'малороссияне' совершенно не давал автоидентичности (более того, он был унизителен) в связи с чем был заменен в 19 веке на 'украинцы' (искусственный термин). Однако, что такое украинцы? Жители окраины? Окраины чего? Возникает замкнутый круг, не оставляющий возможности ( во всяком случае, на данном этапе) для позитивного самоопределения, для нахождения своей идентичности в этом мире. Отсюда комплекс младшего брата в семье, где место отца занял старший брат. Кстати, судя по логике взаимоотношений двух народов (украинского и российского), скорее всего, можно сделать вывод о садистском психотипе русского народа. Обратим внимание на государственную символику России. Режущий серп и бьющий молот (тоталитарный мазохизм, кстати, связь красного флага с кровью очевидна) были сменены на двуглавого орла (хищная птица, олицетворение агрессии).

О том, что главный российский психотип - садизм, свидетельствует и деструктивная политика России (захватнические войны, садизм государства по отношению к гражданам и наоборот). Любимая русская песня рассказывает о том, как Степан Разин расправился с персидской княжной (садизм чаще всего направлен на женщин), в то время , как самая популярная украинская песня 'Ти ж мене підманула' представляет собой типичный образец мазохистского сознания. Кроме того, что мазохизм является нашим основным этнопсихотипом, мы, к тому же, живем в эпоху тоталитаризма ( система рухнула, но тоталитарная культура до сих пор довлеет над нашим сознанием). Обоснование мазохистичности тоталитарной культуры приводится в статье И.П.Смирнова 'Тоталитарная культура , или мазохизм' (Смирнов, с. 231 и далее).

В результате мы получаем мазохизм в квадрате: мазохизм как свойство этноса и мазохизм как признак определенного социокультурного типа. Отсюда, например, темы, постоянно муссируемые СМИ : вымирание украинского народа (периодически приводятся цифры, свидетельствующие о снижении рождаемости и повышении смертности), несчастья ( стихийные бедствия, голод, болезни, коррупция, экономический кризис и т.д.), напоминания о репрессиях , голоде 30-х годов, Чернобыльской катастрофе (страдание вечно и бесконечно). Когда два украинца встречаются, то разговор чаще всего ведется о неприятностях.

Вероятно, в процессе дальнейшего развития нашей страны как самостоятельного государства травма будет изживаться, во всяком случае, она будет подвергаться осмыслению, что уже само по себе является предпосылкой для изживания. Хотя, в принципе, мазохистический психотип не лучше и не хуже других, просто по уже названным выше причинам именно он в данное время и на данном пространстве стал доминантным. Так есть , и это 'так' (для нас, во всяком случае) не несет никакой оценочности.

Единственное, что можно было бы добавить, это то, на наш взгляд, что при создании такого важного учебника, как учебник родной литературы, следует учитывать особую восприимчивость детской психики и , по мере возможности, стремиться к гармонии позитива и негатива.

-----------------------------------------------------------------------------------

И.П. Смирнов. Психодиахронологика. - М., 1994.

Comments

Хм

Хотелось бы обратить внимание: _нельзя_ называть учебник украинской литературы учебником родной литературы, ибо украинцы - далеко не единственная национальность граждан Украины.