You are here

  1. Blogs
  2. » GN's blog

Голосеевский лес – "Сергиева Пустынь"

Несколько дней назад [летом 2005 г.] случайно наткнулся в Голосеевском лесу (совсем недалеко от мест и дорог, где много раз бывал) на неприметный холмик, виртуально огороженный жердями и колышками, с табличкой "Сергиева пустынь". Деревья вокруг растут довольно густо, так что можно пройти по тропинке мимо метрах в двадцати от ограды и ничего не заметить, если в нужном месте не свернуть. Фотографии выложены здесь. А вот что об этом пишут:


Так называемая "Сергиева пустынь" существует года четыре. Основана она бывшим священнослужителем, представляет собой храм под открытым небом. В центре старое высокое дерево с иконкой и некой даже псевдокафедрой. Вокруг дерева геометрическим узором из песка размеченно вытоптанное пространство. Тут же крохотный окопчик-келья, где этот священник (вот забыл.. помоему таки отец Сергий он себя называет) совершает молебны. Лежат записки с именами за здравие или за упокой, значит уже есть своя паства. Если пройти чуть дальше в лес, на склоне обнаружаться небольшие пещерки, которые священник выкопал сам. Он там иногда обитает, нам повезло его застать. Вернее, когда мы туда первый раз попали и полезли в его лессовые ходы, он как раз пришел. Улыбается, говорит: "меня ждете?" Мы говорим честно:"вообще-то никого не ожидали" :) Попросил минутку постоять возле дерева, сам переоделся и вышел из пещерки в облачении очень похожем на рясы святого Антония, каким его на иконах рисуют. Этого сходства он не скрывал, сказал, что вдохновлен подвигами пещерных монахов, начиная с Антония и Феодосия, заканчивая китаевским Досифеем. Жаловался на современное состояние духовенства, говорил, что церковь как таковая и не нужна для общения с Богом, потому он и здесь.
Безусловно одержимый человек, но, кажется, не сумасшедший.

Юра Билецкий.



"Киевские Ведомости" №13 (2527), Вторник, 22 Января 2002
Отшельник Голосеевского леса
Николай ПАЦЕРА

У каждого свой путь к Богу. Сорокалетний Сергей Борисов хочет стать отшельником. Для этого он вырыл пещеру в Голосеевском лесу и строит пустынь. Наши корреспонденты побывали в обители Борисова.

ВЕЩИЙ СОН

— В детстве Сережа был ребенок как ребенок, — рассказала нам его мама Лариса Ивановна. — Учился неплохо, великолепно рисовал (картины у него действительно отменные. — Авт.). Окончив столярное училище, работал на мебельной фабрике художником-оформителем, мастерски фотографировал, ему прочили карьеру фотохудожника.

Уклад жизни изменил вещий сон, который Сергей считает клинической смертью. Голос свыше будто бы приказал творить богоугодные дела. И Борисов с головой ушел в религию. Читал философскую и церковную литературу, рисовал лики святых, общался со служителями — искал свой, оригинальный путь к Богу.

— Десять лет назад я снова услышал Голос, который рекомендовал найти церковь на Черной Речке, где отпевали Пушкина, и принять крещение, что я и сделал, — поведал Сергей. — В Бродах на Львовщине я принял второе крещение — в греко-католической церкви честного Христа. Местные священники произвели меня в члены апостольской молитвы, а это возлагает особенно большие обязанности молиться за всех людей. Для этого, подсказал Голос, мне надо стать пустынником.

И Сергей принялся копать пещеру неподалеку от дома своей бабушки в селе Подгорцы на Львовщине. Настоятель местного монастыря благословил его, но посоветовал сделать это на киевских холмах, где сильнее благодать Божья. Борисов возвратился домой, взяв за пример службы Богу монахов Печерской лавры Антония и Феодосия, о которых много читал. Он сам создал для себя одежду, какую видел у этих старцев на картинке в календаре, — сине-черный балахон до пят с капюшоном. Спереди — длинный «шарф», разрисованный белыми крестами и черепами со скрещенными костями. Сергей полагает, что может носить такой наряд, так как исполняет все каноны монахов: держит тело и душу в чистоте, молится за людей. Но главное — он строит свою пустынь в Голосеевском лесу.

СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ

Добираться к ней нам пришлось пешком.

— Далеко ли будет? — спросили мы монаха.

— Если быстро идти, то это одна «Тайна счастья», а помедленнее — еще и «Вервичка» набежит.

Оказалось, что Сергей меряет путь молитвами. В «Тайне счастья» их 15. Идти пришлось километра три, попутно расспрашивая Сергея о его укладе жизни. Питается он овощами, хлебом и чаем, ест и мясо, чтобы поддержать силы для рытья пещеры. Спиртное не отрицает лишь в виде настоек и очень маленьких доз. По телевизору смотрит только философско-религиозные программы, не развращающие плоть.

— А почему пустынь так далеко задумали строить?

— Господь указал — у сосен. Может, не зря говорят: «В сосне надо молиться, в березе — веселиться, на осине — вешаться». Да и должна быть пустынь подальше от зевак, чтобы туда приходили только верующие люди. И так в начале работы у меня два раза какие-то вандалы погром устраивали, сейчас — Бог миловал. Может, потому, что место уже намолено, и Господь его охраняет.

— Избрав путь отшельника, вы, однако, охотно идете на контакт с журналистами. Да и живете не в пещере, а в квартире мамы. Почему?

— Чтобы люди знали и обращались за духовной помощью. Может, кто захочет подсобить мне обустраивать пустынь — такая работа очищает дух, дает силу, изгоняет болезни. Неплохо, если бы какой-то священник взялся отправлять здесь службу для прихожан. Я хочу построить в своей пустыне подземную церковь с подсветкой, где бы могли молиться все желающие. А не живу я постоянно в пустыне потому, что не оборудовал пока пещеру, да и не совсем еще вымолился для того, чтобы быть настоящим отшельником.

...Дошли до полянки, посреди которой стояла большая усохшая сосна. Вокруг нее был расчищен снег, песком высыпано два круга и огромный крест. К сосне прибита дощечка, на которой на украинском и английском значится: «Сергiєва пустинь», а рядом на деревянном крестике еще и на русском написано: «Живая этнографическая и духовная памятка».

— Это и есть моя пустынь, — сказал Сергей, прочитав молитву перед иконой Богоматери в вырытой часовне. Затем провел нас в земляной колодец глубиной пять и шириной три метра, от которого отходят две кельи. — Мой труд за полгода, — пояснил монах. — Как-то на минуту я вышел наружу — и вдруг потолок пещеры рухнул. Видимо, Господь хотел испытать меня: не отступлюсь ли от начатого. Пришлось две недели откапывать одежду, а крышу делать из досок и целлофановой пленки. Но я все же вырыл этот скит. Смастерил в нем печь-буржуйку для обогрева, потому что с детства очень мерзну, и дощатый столик для гостей — надеюсь, что они у меня будут.

Сергей рассказывал о пустыне с видом глубоко верующего, а мне почему-то это напомнило наши ребячьи игры в песчаном карьере. И, глядя на худощавого мужчину с легкой щетиной на лице (вместо канонической бороды старца), я никак не мог определить, кто же он на самом деле: современный монах-отшельник, заигравшийся в детство дядя или саморекламщик?

 


P.S. Координаты "Сергиевой Пустыни" - 50°22'6"N 30°29'45"E, вот пометка на Викимапии. Траншеи/пещеры, которые были накрыты пластиковой плёнкой и кое-как оборудованы внутри, летом 2008 года были уже голыми - плёнки сняты, палки-подпорки сожжены. Возможно, поработали "доброжелатели". Внутри оградки постоянно прибирает, выметает падающие листья и хвою.


Сергиева пустынь

(материал с сайта www.russ.kiev.ua)

«Сергиева Пустынь» находится в Голосеевском лесу  на киевских горах.

Возникновение пустыни ложится на последний год прошлого века, на 1999 год.

После многочисленных паломничеств по России и Украине сформировалась идея основания места, где можно было бы уединиться от человечества и познать единение со Всевышним. Идея трансформировалась в желания  в 2000 году, как будто в новый век с новой страницы. 

А 21 февраля 2001 года желание положило практическое начало основанию духовного места. 
Вначале шла непрерывная молитва к Господу, а также выкопана пещера. 

Многие православные подвижники рыли пещеры и молились в них.
По истории мы знаем Антония и Феодосия Печерских, которые явились на киевских горах основоположниками создания пещер, в которых они молились Господу за всё человечество. Святой Антоний Великий был основоположником пещерной жизни на территории Киево-Печерской Лавры. Его ученик и последователь отец Феодосий возглавлял пещерную жизнь на киевских горах «современная Церковщина».

В этом же году был основан грот посвященный Святой Деве Марии.  

Это место представляет из себя холм. С трёх сторон идёт спуск в овраги. Тем самым он является небольшой крепостью природного ландшафта. 

Почему пустынь называется «Сергиевой»?

Мы с вами по истории все знаем великого подвижника земли русской старца  Сергия Радонежского, объединившего в трудные для Руси времена православных верующих в единую силу и обновившего православную веру, направляя монашеские новообразования и общины по всей стране. 

Своим напутственным словом в 1380 году Святой  старец Сергий духовно наставлял войско на победу, когда русское войско под предводительством князя Дмитрия Ивановича Донского, царской династии Рюриковичей, противостояло монголо-татарам. В этом сражении мы одержали победу, освободив русскую землю от многолетнего гнёта иноплеменных поработителей. Так и возникла идея в честь великого старца назвать это место Сергиевой пустынью. 

Тем самым образуется некий треугольник из трёх святых, оберегающих пустынь. Ими являются Св. Сергий, Св. Антоний, Св. Феодосий. 

Название пустынь происходит от производного слова «пусто» то есть «безымянно», «безлюдно», «пустынно». 

Первый подвижник духовного подвига, начинал свой путь с уединения в безлюдное место. Молясь в этом месте он делал его духовным кругом для приходящих. Если со временем пустынь обустраивалась, то там образовывалось братство. Развиваясь они превращались в монастыри, где в основу брали правила своих предшественников. В православной монашеской традиции это устав Василия Великого. 

Если подвижник находился в постоянном отдалении от братьев по вере и от всего человечества на него была возложена более сложная миссия, помогать направить на путь истинный  «сбившихся» людей. Подвижник мог видеть мысли этих людей и помогать им в трудной ситуации, этот дар назывался даром «прозорливости». Так же в постоянном отдалении находился человек который обладал даром пророчества, где в виде откровений от Всевышнего, человеку посылались неземные знания, с тем, что бы предупредить народ, предостеречь его от всеобщей опасности, угрожающей всему живому и Земле в целом. Для этого этот человек взывал к человечеству с просьбой о покаянии, что бы оно одумалось и остановилось в своем желании ненасытной жадности и стяжания материальных благ. Если оно не внимало просьбам пророка то на человечество обрушивался гнев божий, в виде землетрясений, вулканов, войн  или прочих катаклизм и катастроф. 

В 2002 году молитвенный алтарь переместился из грота Св.Девы Марии  к алтарю на старой сосне, где был обозначен круг и создан храм под открытым небом в честь Всех Святых нашей земли, которые молились и молятся о всех нас живущих на этой планете.

Объединён этот храм с Честным крестом, который находится тут же возле сосны в верхнем пределе пустыни.

Этот крест является символом победы над злом.

Намоливши  верхний предел пустыни и установив опознавательные «щиты» с поучениями Святых старцев и биографию о жизни Сергия Радонежского, возведено было ограждение из брёвен упавших деревьев, на фасаде входа установлен лик «Христа-победителя», Георгия Победоносца - обозначение входа «Сергиева Пустынь», на котором  изображены «Солнце и Луна», показывающие вневременную границу дня и ночи, а также дат.

В 2003 году в нижнем пределе пустыни был построен пещерный храм в честь великого подвижника и всеми православными людьми любимого Св.Николая Мир Ликийского Чудотворца. В честь которого существует праздник детской радости, где Св.Николай дарит всем подарки, в ночь с 18 на 19 декабря. От него пошли Санта Клаус, Дед Мороз, Йолопуки и другие добрые дедушки дарящие детям подарки. 

04.06.2004 - некие недоброжелатели сожгли этот храм. Через некоторое время храм был восстановлен.

12.03.2007 - произошел акт вандализма, с гимном ненависти к православной вере.

В сентябре 2007 года отстроенный пещерный храм  Св.Николая был сожжен и не подлежал восстановлению. 

В нижнем приделе есть крест памятка "Всем павшим отцам, матерям, братьям и сестрам, защищавшим нашу святую землю".
Чтобы мы мы помнили, кому мы обязаны мирному небу над головой. Рядом находится храм Христа Спасителя, под открытым небом, где звуковой коридор направлен на восток в направлении Багриновой горы.

"Багриновая гора" - означает "Бог рине", то есть "быстро идет".

В этот  храм приходят больные, потерявшие надежду на исцеление.
В 2008 году была вырыта пещера, очень любимая детьми, в которой живут священные жуки "скоробеи" охраняющие её.

09.05.2009 - в день праздника "победы" над иноплеменными захватчиками была вывешена  репродукция иконы Вышгородской Божьей Матери - символ любви всего человечества. По преданию этот лик был написан евангелистом Лукою на столешнице, где ели Иисус и Мария. Мы с детства привыкли к этой иконе которая радует нас каждый раз когда мы видим её.

Пустынь призывала в течении семи лет, всё человечество к покаянию, но человечество было слишком занято текущими проблемами, и голос пустыни не был услышан, а время отведенное на покаяние прошло.

Все  желающие могут посетить пустынь и увидеть всё в живую!

Ирина Рудик

Карта прохода в Пустынь:


На YouTube появились уже и видеосъёмки "Сергиевой пустыни". Вот, например, ролик, выложенный comamiw:

Add new comment

Plain text

  • No HTML tags allowed.
  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Lines and paragraphs break automatically.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.